17 апреля 2012 г.

Почему генералы в Железногорске отказались от Генеральского


Поселок Генеральский – это сектор частной жилищной застройки у водослива и часть своеобразного парадного крыльца Железногорска, центрального въезда в город.




Парадное крыльцо Железногорска - это автовокзал, повелок Генеральский, горно-металлургический колледж, первые дома по ул.Ленина. Рядом - первая больница, первый детсад, первая и единственная типография.



Первостроителям не хватало детсадов
Активное строительство детских дошкольных учреждений началось в 1960 году. К 1961 году в Железногорске было уже три детсада, к 1964-му – пять.
Первый детский сад в Железногорске открылся 16 марта 1960 года на улице Октябрьской. Здесь было четыре группы, каждую из которых посещали четыре десятка детей. Раскладушек не хватало, да и ставить их некуда было, поэтому многие малыши спали на сдвинутых вместе столах.
1962 год. Детсад №1. Воспитатель Елена Куркина (слева), заведующая Лидия Андриенко (в центре), няня Зинаида Варфаломеева (справ).
Но сад, как сказала Татьяна Юрьева, одна из первых воспитательниц, был богатым. На окнах висели бархатные шторы, а за мебелью, игрушками и комнатными цветами работники детсада ездили в Курск. Воспитатели и нянечки тогда работали в белых халатах и белых шапочках. Но позже выяснилось, что дети боятся белой больничной одежды, и в 70-х халаты педагогов стали цветными.



Жительница поселка Зинаида Митронина, которая приехала в Железногорск в 1957 году, рассказала, что в это же время здесь начали строить одноэтажные дома. «Шло сокращение вооружения, военных должны были перераспределить в другие города, поэтому для них стали строить поселок, который потом назвали Генеральским, – рассказывает Зинаида Даниловна. – Но когда они приехали и увидели, что в домах печное отопление, нет ни воды, ни канализации, отказались заселяться. Для жителей улиц Коминтерна и Партизан, например, был один туалет в 40 метрах от домов – мы так жили 11 лет. А за зиму сжигали по шесть тонн угля».


Генеральские домики отдали железногорцам, поселив в них по три семьи. Зинаиде Митрониной, можно сказать, повезло – ее семье из пяти человек (супруги, двое детей и мама) достался отдельный дом. Муж работал бригадиром строителей и жил у хозяйки, где ютились еще две семьи. Когда приехала жена с ребенком, ей предложили место за печкой: две доски, на них – матрацы. Зинаида ушла в Дмитровский район (километров 12 отсюда), работала в школе. А в 1960 году мужу предложили в свободное от работы время достроить для себя дом, где были выложены кирпичные стены. «Мы согласились, – рассказала Зинаида Даниловна. – Муж попросил рабочих из бригады помочь – человек шесть работали: делали крышу, перегородки, пол... Я носила им ужин. В июне 1961 года мы переехали в новый дом с голыми стенами и без окон – мама боялась, что наш дом займут другие. На окна повесили одеяла, в одной комнате поставили кровати, в другой продолжались работы.


Тогда нам говорили, что через несколько лет дома перейдут в собственность. Но они перешли в собственность треста «Курскрудстрой», потом мы ждали, пока их заберет ГОК. Некоторые жильцы выкупали эти дома, а мы приватизировали».
 

У Валентины Крысаевой, которая приехала в Железногорск в январе 1958-го, другая история. Пять семей геолого-разведочной экспедиции жили в поселке Комарой (за карьером) в общежитии – раскладушки связывали и на них спали. Там была примитивная хлебопекарня, где и работала Валентина Николаевна – воду носила из колодца, дрова рубила, тесто месила вручную. Потом устроилась в хлебопекарню Михайловки – на работу пешком ходила. Для людей к этому времени построили одинаковые вагончики на санях. Однажды Валентина вернулась с работы, а дома переставили – еле нашла свое жилище. «Позже мы обнесли вагончик завалинкой, огородик у нас был, - рассказывает Валентина Николаевна. – Даже не хотелось уходить оттуда...».


Лечились жители Генеральского в четырехквартирном доме по ул.Горняков (там сейчас стоят девятиэтажки). С одной стороны был вход в поликлинику, с другой – в роддом (комната, где умещались три роженицы). Главврач – Евгения Ильинична Агибалова. Роды принимала Валентина Сергеевна Сукнева. Потом больницу перевели в дом, где сейчас находится служба дезинфекции. Позже там расположились почта и юридическая консультация.

Междугородные и пригородные автобусы в то время не ходили. Валентина Крысаева вспомнила, как в 1958 году в Обоянь летала на самолете – кукурузнике.

На месте нынешнего водохранилища была долина, где протекал ручей и паслись гуси. Зинаида Митронина рассказала, как в 1958-м со своей коллегой Валентиной шла в веретенинскую школу через разлившийся ручей: «Я в сапогах была, а Валентина – в коротких ботиках. Навстречу мужчина шел на работу – в сапогах. Она попросила перенести ее. Села на спину. А мужчина возьми да поскользнись, когда воду перепрыгивал. Руками оперся, а подняться с ношей не может. Я умирала от смеха, пока он на четвереньках стоял, а Валентина на нем верхом сидела. Кое-как поднялся, перенес, а на работу не пошел – пришлось вернуться домой переодеться».

Видео: Первопроходцы вспоминают, как строился Железногорск


Фото Ольги Филипповой.


Источник "Эхо недели".

Комментариев нет:

Отправить комментарий