Рассказываем об участке ул. Мира от швейной фабрики до кольца в 10-м мкрн, где расположены школа, автостанция, старое кладбище, «Гортеплосеть» и «Эко-сервис», когда-то была трикотажная фабрика.
Прядильщиц заменили пищевики
Вместо трикотажной фабрики, которая в Железногорске производила пряжу более 20 лет, на улице Мира расположился колбасный цех.
Железногорская прядильная фабрика открылась 1 июня 1980 года в доме № 48 по ул. Мира. Вначале здесь выпускали полуфабрикат - одиночную пряжу в початках (конусы, на которых намотано около 100 граммов нити). В былые времена такие початки за умеренную плату советские работницы нелегально продавали всем желающим. Изделие, связанное из такого полуфабриката, получалось косое и исправить его было невозможно. Поэтому знающие рукодельницы предварительно перематывали пряжу в клубки, складывали в дуршлаг, накрывали крышкой и ставили конструкцию на водяную баню для пропаривания. После такой процедуры пряжа получалась идеальной.
В 1995-м на фабрике выполнили реконструкцию. Образовалось ООО «Речица», которое стало выпускать продукцию, готовую к применению. Под руководством Людмилы Никулиной на предприятии работали около 200 человек. Рядом открыли павильон, где продавали пряжу.
Горожанка Валентина Белашова со дня открытия фабрики и до 2003 года работала прядильщицей. Она рассказала, что в цехе стояли ленточные, ровничные, прядильные, крутильные, мотальные машины. Сырье поступало в виде жгута на бобинах. На ленточных машинах его чесали, на ровничных - выпрямляли (получалась ровница - скрученная лента), на прядильных - скручивали нити и наматывали их на початки. На мотальных - нить еще раз скручивали и перематывали на бобины (на них помещалось до килограмма пряжи). На крутильных, перематывая с двух бобин, получали двойную нить.
«Одна прядильщица обслуживала две машины, - сказала Валентина Юрьевна, - На каждой стояли по 420 веретен. С машины снимали по 110 килограммов пряжи в початках. За смену - восемь часов работы - выдавали 440 килограммов. Посидеть некогда - ходишь, следишь за оборудованием... Тяжелый труд. Домой еле ноги тянешь...»
Сначала на трикотажной фабрике пряжу делали из полушерсти, потом это сырье закончилось, на фабрике стали выпускать только синтетику. А в 2004 году производство полностью остановилось.
В 2010 году пустующее здание выкупил предприниматель Игорь Никитин и в 2012-м - открыл мясоперерабатывающее предприятие. Теперь здесь выпускают колбасные изделия и мясные полуфабрикаты.
На трикотажной фабрике, по словам Валентины Белашовой (третья слева), трудились 30 прядильщиц, 17 ленточниц, по 10 мотальщиц и съемщиц, восемь работниц, обслуживающих ровничные машины, и контролер. Фото предоставлено Валентиной Белашовой.
Дают тепло
Контора «Гортеплосети» появилась на улице Мира в 1988 году.
Вначале городские коммунальные службы принадлежали МГОКу. 1 июля 1993 года по решению тогдашнего мэра Василия Коломойца эти службы сделали муниципальными предприятиями. Потом предприятия разделили. Первым руководителем «Гортеплосети» стал Иван Николаевич Конев, «Горэлектросетей» - Виктор Григорьевич Ляликов.
Галина Алфёрова начинала в «Гортеплосети» оператором теплораспределительного пункта, сейчас - начальник отдела сбыта. Она рассказала: «Вначале мы находились на втором участке. В 1982 году переехали на улицу Мира. Нынешнее здание было не достроено - только каркас стоял. Мы вместе с сотрудниками водоканала и электросетей расположились в низком красном домике (сегодня там находится участок теплосетей). Кругом были овраги и непролазная грязь - на работу ходили в резиновых сапогах. Здание достраивали своими силами: проводили субботники, сами разравнивали землю и засыпали овраги.
В 88-м году перебрались в новостройку. Считались подразделением МГОКа, поэтому вся документация велась на комбинате, там же нам начисляли зарплату. Она была намного ниже, чем в основных цехах».
Со временем кладбище могут превратить в сквер
Закон и время позволяют на месте старого городского кладбища за 10-м микрорайоном посадить деревья и кустарники.
Кладбище, расположенное за 10-м микрорайоном вдоль улицы Мира, существовало еще до рождения Железногорска - здесь хоронили умерших жители поселка Черняково. Сегодня площадь кладбища - чуть меньше двух гектаров, на нем размещаются полтысячи захоронений. Ухоженных могил около ста, основная масса - заброшенные. Последние сделаны в 1982-1984 годах. Это было уже после того, как в 1976 году на мемориале Большой Дуб открыли новое кладбище. Теперь и его в народе называют старым.
По словам Сергея Пяткова, директора муниципального предприятия «Горкомэнерго», согласно закону о похоронном деле, через 25 лет с момента последнего захоронения территорию кладбища можно использовать для другого назначения, но только под зеленые насаждения. Строительство здесь зданий и сооружений запрещено.
Как пояснил Сергей Викторович, прежде чем это произойдет, в средствах массовой информации должно быть опубликовано соответствующее постановление главы города о сносе кладбища. Если горожане пожелают, останки их родственников эксгумируют и перезахоронят на действующем кладбище. По предварительным расчетам, это мероприятие и последующее благоустройство может обойтись бюджету в несколько миллионов рублей. Но пока этот вопрос в администрации не обсуждается.
Открывал школу Александр Ревякин. До этого он работал в школе № 7 военруком (преподавал начальную военную подготовку - был такой предмет в советских школах), а весной получил распоряжение немедленно явиться в военкомат. Там ему и сообщили, что назначают директором строящейся в 10-м микрорайоне школы.
Создали единственный в области музей
В школе № 9 гордятся музеем Боевой славы, созданном в 70-е годы, но отмечают, что стенды безнадежно устарели.
Школу в 10-м микрорайоне начали строить весной 1976 года. Раиса Дивизорова, учитель начальных классов, увидела новостройку 24 августа. С улицы, по ее словам, школа выглядела прекрасно, а внутри - хаос. В кабинете, который ей выделили, было грязно, на полу - цемент. Учителя сами приводили в порядок свои рабочие места. А на третьем этаже полным ходом шли строительные работы - отделка помещений здесь продолжалась до Нового года. Тем не менее, 1 сентября для учеников школы № 9 прозвучал первый звонок.
Открывал школу Александр Ревякин. До этого он работал в школе № 7 военруком (преподавал начальную военную подготовку - был такой предмет в советских школах), а весной получил распоряжение немедленно явиться в военкомат. Там ему и сообщили, что назначают директором строящейся в 10-м микрорайоне школы.
Вскоре именно Александр Сергеевич инициировал создание школьного музея. Под его руководством 21 декабря 1976 года, в день рождения маршала Рокоссовского, был открыт клуб «Следопыт». Школьники начали собирать материал - рассылали письма, встречались с ветеранами войны и их родственниками. 29 октября 1978-го открыли музей Боевой славы - единственный в Курской области. Сюда на экскурсии приезжали делегации из Польши, Кубы, Венгрии, Болгарии. 4 мая 1985 года приказом Министерства просвещения РСФСР школе присвоено имя дважды Героя Советского Союза Константина Рокоссовского.
С 1982 до 1998 года школу № 9 возглавлял Александр Жикулин (сейчас - учитель истории). Он рассказал, что в 90-х годах в школе учились 1 600 детей - при проектной численности 800 учащихся. Школы № 11 тогда не было, поэтому все дети из 12-го микрорайона шли сюда. Занимались в две смены, в каждом классе было по 35 и более учеников.
Переселились с кольца на кольцо
Прежде
чем осесть на кольце в 10-м микрорайоне,
городская автостанция побывала на месте
торгового центра и возле нынешнего
городского онкокабинета.
О
перемещениях городской автостанции
рассказала диспетчер Анна Долгина: «С
12 декабря 1967 года я работала на автобусе
кондуктором. Когда построили МГОК, и
автобусы стали возить туда рабочих,
меня пригласили работать диспетчером
автостанции - она располагалась у
транспортного кольца на перекрестке
улиц Ленина-Лёни Голенькова.
В
1985 году построили автовокзал и нас,
работников автостанции, перевели в 10-й
микрорайон. На месте торгового центра
«Дружба» поставили железную будочку.
Там не было ни отопления - мы включали
электрический обогреватель, - ни
водоснабжения - воду приносили с собой.
Работали в две смены: с 5.00 до 16.00, с 16.00
до 2.00. Когда начали строить торговый
центр, нашу будочку перевезли к дому
№ 1 по ул. Димитрова, к которому
пристроен онкокабинет.
Современное
здание построили в 1993-м. Планировалось,
что наверху будет столовая (даже
канализацию туда подвели), комната
отдыха водителей. Но ничего этого мы не
увидели».
Сегодня
автостанция занимает только первый
этаж. Здесь есть зал ожидания, диспетчерская
с водительской, касса по продаже проездных
билетов, медицинский кабинет предрейсового
осмотра. Работают пять человек: кассир,
сторож, посменно - три диспетчера. Зимой,
по словам Анны Алексеевны, они ежедневно
отмечают 133 городских рейса и 54 пригородных,
которые обслуживают 20 водителей и 13
кондукторов. В дачный сезон количество
рейсов значительно увеличивается.
Диспетчер Анна Долгина (слева) рассказала, что у нее ежедневно отмечаются 20 водителей. Зимой - с семи утра до шести вечера - Николай Куркин (справа) делает по городу 14 рейсов.
Не дают утонуть в мусоре
С
2005 года вместо частной компании «Алектар»
вывозом мусора занимается муниципальное
предприятие «Эко-сервис», которое
занимает второй этаж автостанции по
улице Мира.
МУП
«Эко-сервис» создано в 2005 году, тогда
офис предприятия располагался за
городской котельной. Весной 2008 года
сотрудники перебрались в здание
автостанции - на арендовали второй
этаж.
Первым
руководителем был Николай Носов, потом
на руководящий пост заступила Галина
Ковалёва, сейчас предприятие возглавляет
Олег Капустин. У него в подчинении 64
человека, в том числе 17 водителей и 14
дворников. Каждый день в рейс выходят
семь мусоровозов. Два трактора с
бульдозерным оборудованием работают
на полигоне - разравнивают и уплотняют
мусор.
По расчетам сотрудников «Эко-сервиса», горожане ежемесячно выбрасывают около 24 тысяч кубов мусора (в 2010-м - 22 тысячи). Чтобы вывезти эти отходы на полигон, мусоровозам приходится сделать за месяц более 900 рейсов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий