5 ноября 2014 г.

Клишино: моя малая родина

К сожалению, я знаю мало подробностей из жизни моих предков по папиной линии. В молодости не интересовалась, а потом оказалось, что спрашивать не у кого. Но некоторые факты мне известны


 
 
 


В семье батрака и кулацкой дочки



Я себя считаю городской (с трех лет живу в Железногорске), но являюсь выходцем из деревни.
Мой прадед Егор Кузьмич Кузякин с супругой Фёклой были зажиточными жителями деревни Клишино Курской губернии. Они разводили овец, а шкуры сдавали в Калуге. Оттого, говорят, по-уличному семью звали Калугиными.

Прадед.
Когда началась революция, прадед попал в разряд кулаков. Он понял, чем это грозит, и одну из дочерей, которая считалась первой красавицей на селе, выдал замуж за своего батрака Ивана Куркина. Иван Егорович и Анна Егоровна Куркины прожили в любви и согласии много лет, умерли от старости в конце прошлого века.


 



Дед был замечательным плотником - деревянный сундук и лавки, сделанные его руками, до сих пор служат нам верой и правдой. Бабушка вела хозяйство и воспитывала детей. В 1930 году первым родился Николай - мой отец.
Он служил в армии, а в 60-х годах прошлого века женился на маме, приехал в Железногорск. Работал инженером-строителем, мама - воспитателем в детском саду.
 

 
Внизу: мама - Елена Алексеевна и папа - Николай Иванович. Вверху: тетя Тоня и Дядя Миша.
Потом на свет появилась Антонина - моя тетя и крестная мама. В юности, имея три класса образования, отправилась в Михайловку постигать азы портняжного дела. Училась и жила у известной по тем временам портнихи Скрипкиной (имя этой женщины, к сожалению, мне не известно). Потом сама стала знатной портнихой, обшивала всех односельчан. Моя мама рассказывала, что у нее всегда лежали тюки ваты - заказчики приносили. Тетя Тоня делала из этой ваты стеганые подкладки для зимней одежды.


 



Младшие братья моего папы - Михаил и Василий. Дядя Миша получил высшее педагогическое образование, работал учителем, директором школы. Сейчас живет в Дмитриеве. Дядя Вася трудился на ГОКе, сейчас - на пенсии.

Михаил Иванович и Василий Иванович Куркины (слева направо).)



Когда была война...



О военной жизни Клишино мне известен только один факт. Здесь шли жестокие бои. Бабушка Нюра с детьми прятались в погребе, а прямо над ними строчил пулемет.
Мой дед Иван Егорович воевал с 1941 года, был в плену, потом снова воевал. После Победы - с 1945 по 1947 - его оставили в Москве восстанавливать разрушенные дома.
О том, как в 47-м Иван Егорович вернулся в Клишино, мне рассказал дядя Вася, младший сын Куркиных: «Мама накрыла на стол - поставила миску супа. Дедушка отрезал каждому по кусочку хлеба и мы сразу же его съели. Ведь этот продукт был у нас на вес золота. На небольшом земельном участке мы сами сеяли рожь, серпами убирали, молотили специально изготовленными цепами, вручную мололи муку, из которой мама и пекла хлеб. Отец тогда сказал деду: «Дай-ка мне буханку». Всю ее разрезал, положил на стол, нам говорит: «Ешьте». Дед опешил: «Что же мы завтра есть станем?». «А это теперь моя забота», - ответил отец. Тогда рядом с нашим домом стояли колхозные амбары, где рожь хранилась россыпью. Отец коловоротом просверливал дырочку в стене и подворовывал зерно. Благодаря этому, хлеба стало больше и мы не так сильно голодали».
 

В кино шли со своими скамейками



До моего рождения (я родилась, когда семья переехала в Михайловку) папа, мама и старший брат жили в Клишино - неподалеку от дома дедушки снимали жилье в хате с земляным полом. Эта часть Клишино называлась и называется Тереховкой. В 50-х годах здесь был культурный центр деревни. Стоял клуб, куда привозили кино. Собирались тогда и стар, и млад. Крошечное здание не могло вместить всех зрителей, поэтому экраном служила простыня, закрепленная меж деревьев, а люди приходили на просмотр со своими скамейками.
Неподалеку располагалась начальная школа, где некоторое время моя мама работала учительницей. Здесь же жили мамина мама и сестра - тетя Таня, которая работала заведующей школы и учительницей. В их распоряжении были две комнаты, одна из которых - кухня.

Тетя Таня и тетя Тоня (слева направо).


Деревенские ребятишки учились в этой школе в две смены, в каждом классе - по три десятка учеников. С пятого по седьмой класс занимались в соседнем селе Растороге, ходили пешком - за четыре километра от дома моего деда. А средняя школа располагалась в Михайловке - клишинские ученики снимали комнаты и жили здесь целыми неделями.
В 1964 году в Клишино построили новую школу. Сегодня от старого учебного заведения остались развалины, прилегающая территория заросла бурьяном. Только ель и могучие липы напоминают, что когда-то здесь был уютный школьный дворик и звенели детские голоса.
 
После того, как школа закрылась, местные жители растащили все, что можно - даже кирпичи разобрали. Сегодня среди развалин бегают собаки, в жаркие дни заходит лошадь
 








 




Деревенская реальность: домов много, а людей мало



Деревня Клишино входит в состав Разветьевского сельсовета. 
По информации Ольги Красной, специалиста I разряда администрации Разветьевского сельсовета, население - 331 человек.
 
Есть фельдшерско-акушерский пункт, магазин, средняя школа, в которой учатся 37 детей.
 

Во времена моего детства в этом магазине дед всегда покупал мне и брату по банке вкуснейшего компота "Ассорти". Теперь пункт торговли пустует. Продукты на Тереховку по определенным дням привозит автолавка. 


На Масловке, Бугровке, Тереховке и в поселке Пролетарском располагаются 127 домов: восемь из них развалились, в 48-ми зарегистрированы жители, остальные используются как дачи.
 
Моя родословная
или О тех, чья кровь течет во мне

4 комментария:

  1. Иван Куркин - скорее всего родной брат моего деда, Никиты Куркина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вадим! У моего деда Ивана Егоровича Куркина был только один брат - тоже Иван Егорович Куркин. Одинаковые имена им дали, наверное, по святцам.

      Удалить
  2. Тебе надо родословное дерево нарисовать, много предков помнишь.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, я ваш дальний родственник

    ОтветитьУдалить