Приглашаю
в путешествие по волнам памяти, где 20-й
век скрупулезно раскладывает по полочкам
своих архивов школьные традиции и
нравы
В царской России
О классных дамах и гимназистках
Опираясь
на воспоминания моей бабушки, попробую
представить женскую гимназию царской
России.
Строгое
закрытое платье длиной до щиколотки,
темный передник, волосы заплетены в
косу - так выглядели девочки-гимназистки.
Учителей тогда называли классными
дамами, и для них тоже существовала
определенная форма одежды. Уважение в
отношениях между ученицами и педагогами
было всеобщим и взаимным. Бабушка
вспоминала один пикантный случай:
«Начальница гимназии, проводя утреннюю
беседу с воспитанницами, вдруг
почувствовала, что с нее соскользнули
панталоны. С гордо поднятой головой
дама перешагнула через досадную
оплошность своего туалета и продолжила
наставления... Ни насмешек, ни хихиканья
в рукав, ни даже снисходительных улыбок
не последовало - присутствующие (а их
было немало) и бровью не повели, отдавая
дань выдержке и достоинству женщины».
Особенно
любили в гимназии учительницу французского
языка. Настоящая француженка, она
увлекала за собой девчонок. Обращение
к ученицам на «Вы», непременная строгость
и удивительная способность прощать и
любить своих маленьких мадемуазель -
такой запомнилась она бабушке.
Бабушка
училась в гимназии совсем недолго -
революция не позволила. Но именно в это
время она получила основу глубоких и
разносторонних знаний. Умела царская
гимназия учить детей. А дети есть дети
- со своими шалостями, хитростями,
причудами. Бабушка рассказывала, как
гимназистки-старшеклассницы наряжались
в белые платья, распускали волосы и
устраивали в интернате ночь привидений
с визгом, воплями и завываниями... А какие
немыслимые карнавальные костюмы
мастерили они, какие замечательные
«живые картины» представляли!
Неотъемлемой частью гимназии был сторож. Бабушка всю жизнь помнила старика: «Когда большевики с криками «Бей детей долгогривых» (в гимназии учились дети священнослужителей) ворвались во двор, путь им преградил этот маленький седенький старичок. «Не дам в обиду безвинных детей!» - воскликнул. И такой решимостью горели его глаза, что погромщики, околдованные мужеством сторожа, отступили.
Революция
и гражданская война до основания
разрушили старый мир, старую школу.
Вместо гимназий и церковно-приходских
школ появилась новая школа с гордым
названием «трудовая». В ней и продолжила
обучение моя бабушка. Не знаю почему,
но она никогда не рассказывала о годах,
проведенных в этом учебном заведении.
Словно и не было в ее жизни трудовой
школы. Может, обидели в той школе бабушку,
может, неприятно ей было вспоминать об
этом? А может быть, в тот горький период
безвременья школы просто не было?
Советское лихолетье
Тридцать коробочек зубного порошка
Советская
школа 40-50-х годов прошлого века.
Полуразрушенное здание, нетопленое
помещение, полумрак, сырость - в такой
школе учились моя мама Елена Алексеевна Куркина и тетя Таня
(мамина сестра Татьяна Алексеевна Юрьева).
Тете
Тане пришлось недолго учиться в школе,
которая открылась в селе Рышково
под контролем немцев. Это было страшное
заведение. Директор, фашистский ставленник,
за малейшую провинность порол детей
хворостиной и ставил на колени, подсыпая
на пол гречиху или соль.
После
войны была школа в деревне Лубошево,
которую учителя вместе с учениками
поднимали из руин. Уроки шли своим
чередом, а после уроков все трудились.
Тетя Таня рассказала о том времени:
«Каждому классу отводили определенный
участок школьной территории, на котором
нужно было поставить ограждение. Мы
заготавливали в лесу березовые прутья
и делали плетень. Сами устраивали
завалинку, обсыпая землей бревна.
Бедность тогда была жуткая, голодать
приходилось. Я в школу в разных валенках
ходила: на одной ноге детский, на другой
- взрослый».
Вот такой была моя мама, когда пришла пора идти в первый класс. Но грянула война и начало школьных уроков пришлось отложить на несколько лет. |
После
войны жизнь стала налаживаться, но
трудностей еще хватало. Школьники вместе
с учителями собирали в лесу желуди и
так много насобирали, что в обмен на них
купили для школы лошадь. Вот это помощница
была! На всю жизнь запомнила тетя Таня
подарок, подготовленный колхозом:
бумажный пакетик, а в нем горсть
конфет-подушечек. Можно представить,
какой роскошью казался он детям!
А
отношение к учителям было особенным.
На перемене шум, гам, толкотня в коридоре,
но стоит учителю подойти - тут же все по
стеночке выстроятся.
Добрыми
словами вспоминает свои школьные годы
моя мама: «Начнет учитель диктовать,
макнешь перо в чернильницу, а чернила-то
замерзли. Давай дышать на них, пока не
оттают. Учебников у нас не было, да и у
учителя они были в диковинку. Что знает
учитель, то и рассказывает. А мы сидим,
затаив дыхание, боимся словечко
пропустить. Помню свою первую учительницу
Екатерину Егоровну Зимину, казалось,
она на любой вопрос ответ знала. А учитель
физики Яков Семёнович Головин! Умнейший
человек... Уважали мы его очень, любую
оплошность прощали. Как-то формулы на
доске писал, да невзначай вместо носового
платка тряпкой воспользовался.
Поворачивается к нам - все лицо в мелу.
Умереть от смеха можно! Но никто даже
не улыбнулся. Мы тогда боготворили
учителя».
Мама стала учительницей и в 50-х уже на себе ощутила уважение, восхищение учителем и даже преклонение перед ним. «Как-то несколько раз за день мне встречался Ваня, да все «здравствуйте» говорил. А потом вижу, стоит он с Женей и рассказывает ему: «Я сегодня с Еленой Алексеевной четыре раза поздоровался. Обойду вокруг сарая и поздороваюсь, потом опять обойду и еще раз поздороваюсь...». А на 8 Марта однажды ученики сделали мне небывалый подарок. Захожу в класс, а у меня на столе тридцать коробочек зубного порошка выстроились (его перед праздником в магазин привезли)... Дети сидят притихшие, довольные...».
Оазисом
в пустыне хаоса, невежества и хамства
была тогда школа. Она несла детям не
только знания, но и культуру, воспитание.
Из поколения в поколение
Учительница первая моя
Почти
полвека назад мама и бабушка привели
меня в первый класс.
Четыре учительницы встречали первоклашек. Взгляд бабушки остановился на одной из них. «Какие умные и добрые глаза, - сказала она. - Хотелось бы мне, чтобы Таня у нее училась». Такой была первая встреча с моей первой учительницей Антониной Стефановной Кузнецовой. Удивительно добрая, внимательная и чуткая, она стала для меня не просто любимой учительницей, а невероятно близким человеком. Антонина Стефановна уже давно пенсионерка, но - поразительно! - помнит, кто за какой партой сидел, как родители в школу приходили, как своих чад воспитывали, и даже помнит, кто на кого похож.
Четыре учительницы встречали первоклашек. Взгляд бабушки остановился на одной из них. «Какие умные и добрые глаза, - сказала она. - Хотелось бы мне, чтобы Таня у нее училась». Такой была первая встреча с моей первой учительницей Антониной Стефановной Кузнецовой. Удивительно добрая, внимательная и чуткая, она стала для меня не просто любимой учительницей, а невероятно близким человеком. Антонина Стефановна уже давно пенсионерка, но - поразительно! - помнит, кто за какой партой сидел, как родители в школу приходили, как своих чад воспитывали, и даже помнит, кто на кого похож.
В пятом
классе Тоне поручили научить грамоте
двух соседок. Всю зиму занималась с ними
девочка. «Наша учительница» называли
ее женщины. Тоня смущалась, но понимала,
что ее уважают.
Великая Отечественная война на два года прервала обучение в школе. В те дни дети стали взрослыми: работали в полях, рыли окопы, помогали сооружать аэродром, строили землянки в сожженных селах. В октябре 44-го занятия возобновились. Это был трудный год и для учителей, и для учеников. Однако никто не жаловался, каждый как мог старался облегчить горе другого. Антонина Стефановна рассказывала, как по команде какого-нибудь одноклассника затихали на уроке ребята, когда наполнялись слезами глаза учительницы немецкого языка, только что получившей похоронку на мужа...
Годы застоя... не педагогического
В преподавательском составе
В
послевоенные годы, когда страна
поднималась из руин, молодая учительница
Антонина Кузнецова работала в сельской
школе. Учитель в то время нес много
нагрузок: учил детей, занимался
образованием молодежи, вел агитационную
работу, участвовал в подписке на
государственные займы. Небольшая
зарплата, почти полное отсутствие
методической литературы... Но, видно,
трудности помогали закалить дух учителя
и сформировать мастера своего дела. А
иначе чем объяснить прекрасные
профессиональные качества преподавательского
состава школы №2, которую я окончила
в 1975 году, и тот высокий уровень
образования, которым славилась наша
школа. Мои сверстники, не прибегая к
услугам репетиторов, показывали блестящие
знания при поступлении в вузы Москвы,
Харькова, Ленинграда.
Наш
суровый директор Анатолий Петрович
Малахов - любое его распоряжение
выполнялось безоговорочно и безусловно.
Умел он и пошутить, умел и строго спросить.
Тогда мы боялись его, хотя я ни разу не
слышала, чтобы он на кого-то накричал.
Но теперь понимаю, что это называется
уважением.
Валентина
Федотовна Локтионова, влюбленная в
литературу, она словно растворялась в
ней и парила над учениками, рассказывая
о Тургеневе, Чехове, Пушкине. А мы, глупые,
подшучивали над ней и называли Чайкой.
С
большим интересом посещали мы
факультативные занятия по математике
у Валентины Семёновны Кокоревой, которая
несомненно многим из нас проложила
дорогу в вуз.
От перестройки к новой России
Любушка, Ефимовна и другие
Сегодня
школьники уже не те, да и учителя другие.
Грустно, но иногда понятие учитель
ассоциируется у нас не со знаниями, а с
требованием повысить зарплату, с
непрестижностью знаний. Тускнеет
понемногу это гордое звание.
Только
учитель учителю рознь. В гимназии № 1,
которая проводила в самостоятельную
жизнь мою дочь Юлию, работает заместителем
директора Любовь Николаевна Гатилова.
Потрясающий математик, самый близкий
друг, замечательный наставник, добрый
и чуткий советчик, необыкновенный
помощник во всех школьных делах,
неиссякаемый источник любви к детям -
вот далеко не полный перечень званий
этого удивительного педагога. Гимназисты
звали ее Любушкой и, поверьте, не имя
тому виной - глубокий смысл вкладывали
в это слово ученики.
Классным
руководителем у Юли была Наталья Ефимовна
Мильцарик. Прекрасный учитель географии,
она по праву могла носить и титул классной
мамы: заботливая, внимательная, добрая.
Бывшие ученики 11-го «Б» класса называли
ее Ефимовной. Домашним, уютным и теплым
веет от этого имени и ее хозяйки.
Юлия
Степановна Погодина на уроках литературы
всегда умела поддержать и оценить в
своих питомцах стремление «свое суждение
иметь» и была для них гарантом надежности,
стабильности, качества учебного процесса.
1996 год, гимназия №1. 9-й "Б" и классный руководитель Наталья Ефимовна Мильцарик, учитель географии. |
Учитель
математики Раиса Ивановна Пискарева
олицетворяла строгость и требовательность,
которые уже не раз с благодарностью
отозвались в сердце моей дочери.
А
Геннадий Анатольевич Булгаков, который
воспитал в моем сыне безоглядную любовь
к химии! Готовясь к олимпиаде, вдвоем
они могли три часа стоять у доски,
записывая формулы и решение задач.
Будучи студентом, в память о таких уроках
Павел подарил педагогу плакат-таблицу
Менделеева с надписью: «Потрясающему
химику от будущего (теперь уже настоящего,
- авт.) провизора».
Нина
Антоновна Умрихина - ради ее профессионализма
в преподавании биологии Павел перешел
из гимназии № 1 в лицей № 5 на
последнем году обучения. Говорил: «За
один урок она дает столько знаний,
сколько я не получал до сих пор».
Таким
учителям суждено всегда оставаться в
памяти учеников и их родителей. И я знаю,
пока они есть, будет жить славная
российская школа.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить