Покупатель
не должен соглашаться на досмотр карманов и сумок. За случайную порчу товаров в торговом зале отвечает продавец. Он не имеет права заставлять покупателя сдать сумки в камеру хранения
Историю,
которая случилась в магазине «Магнит
Косметик» в 14-м мкрн., рассказала горожанка Валентина
Алексеевна: «Приобрела чистящие средства,
носки и пр., оплатила. Получив чек,
направилась к столу, чтобы сложить
покупки в пакет. Но тут сработал турникет.
Одна из работниц потребовала вернуться
в торговый зал, дескать, на меня сработал.
Я растерялась, вывернула карманы... Она
не уступает, кричит... К ней присоединилась
вторая, сказала, что в магазине сегодня
трех воров задержали. Я поняла, что и
меня обвиняют в воровстве, сняла пальто...
И тут выяснилось, что кассир не размагнитила
носки. Я такой шок пережила, такой
позор! Разволновалась до слез, несколько
дней не могла успокоиться».
Ольга
Былдина, юрисконсульт железногорского
Центра гигиены и эпидемиологии, пояснила,
что ни охранник, ни продавец не имеют
права досматривать покупателя.
Единственные полномочия охранника,
если человек совершил противоправное
посягательство на охраняемое имущество
- задержать его и незамедлительно
передать в полицию (ст. 12 закона РФ «О
частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации»
№ 2487-1 от 11.03.1992 г.). При этом рукоприкладство
или какое-то нарушение личного пространства
человека не подразумевается. Покупатель
имеет право отказаться.
У
продавца нет и таких полномочий. Он не
имеет права обвинять покупателя в краже
и задерживать его до выяснения ситуации.
Обвинить может только судья при вынесении
судебного решения.
"С данными работниками проведена беседа по теме "Культура обслуживания" - так руководство магазина отреагировало на жалобу покупательницы, которую безосновательно обвинили в краже. |
Мария
Бояркина, старший юрисконсульт
Железногорского отдела МВД: «Покупатель
вправе потребовать вызвать сотрудника
полиции, либо - вызвать его самостоятельно.
В силу ст. 13 закона «О полиции» (№ 3
от 07.02.2011 г.) только сотрудники полиции
имеют право осуществлять личный досмотр
граждан, а также досмотр находящихся
при них вещей с составлением всех
необходимых протоколов».
Торговые работники недостачу покрывают из своего кармана
Кражи
- беда всех магазинов самообслуживания.
Чтобы не расплачиваться за воров из
собственного кармана, торговые работники
вынуждены пристально наблюдать за
покупателями.
Михаил
Карпузиков, начальник отдела
административного контроля железногорского
торгового центра: «На
сегодняшний момент по фактам краж из
нашего магазина рассматриваются два
уголовных дела. Одно из них - в отношении
семейной пары, которая пыталась вывезти
в детской коляске продукцию на сумму
более четырех тысяч рублей: шампуни,
игрушки, спиртное. Контролер заметил,
что мужчина с коляской взял две бутылки
спиртного, а в кассе за них не расплатился.
Остановил его. Тот сначала не признавался,
но потом был вынужден отдать товар.
Оплачивать не стал, сказал: нет денег».
Случайно испорченный товар оплачивать не нужно
Ольга Былдина, юрисконсульт железногорского Центра гигиены и эпидемиологии |
«Товары, выложенные в торговом зале, - это имущество магазина. Бремя содержания и случайной гибели этого имущества возложено на продавца - он отвечает за сохранность товаров до того момента, пока покупатель не заплатил. Чтобы обязать человека возместить стоимость разбитого или каким-то образом испорченного товара, продавец должен доказать в суде, что у него был умысел - он намеренно испортил товар. В этом случае по судебному решению, согласно ст. 7.17 Кодекса об административных правонарушениях, его могут оштрафовать на 300-500 рублей.
Ситуации бывают разные - товар неудобно расставлен, полки ненадежные, в магазине тесно, нечаянно зацепил. Покупатель должен на это ссылаться, говорить, что сделал это случайно. Был такой случай: покупатель доставал с витрины бутылку алкоголя и случайно зацепил другие - разбилось несколько бутылок дорогого вина на крупную сумму. Продавец потребовала заплатить, он по незнанию согласился. То есть стал собственником разбитых бутылок, купив их».
«Сдав сумки в камеру хранения магазина и получив ключ от ячейки или, например, жетончик в гардеробе, человек заключает устный договор хранения. Принудить человека к заключению этого договора нельзя. Покупатель имеет право отказаться и пройти в торговый зал с сумкой. Тем более что зачастую можно увидеть объявление: за ценные вещи, оставленные в камере хранения, магазин ответственности не несет. То есть хранитель отказывается от обязательств по хранению. Хотя на самом деле за утерю должен отвечать. Например, клиент ресторана сдал в гардероб норковую шубу, а получил чужой пуховик. Доказать это сложно, но возможно. Годится камера видеонаблюдения, фотография, сделанная перед тем, как клиент подошел к гардеробу, показания свидетелей».
Подробности в «Потребсоюз «Эхо недели».
ФОТО ИРИНЫ БАРАНОВОЙ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий