11 марта 2015 г.

Продавец не вправе
обвинять покупателя в краже,
заставлять платить за разбитое

Покупатель не должен соглашаться на досмотр карманов и сумок. За случайную порчу товаров в торговом зале отвечает продавец. Он не имеет права заставлять покупателя сдать сумки в камеру хранения



Историю, которая случилась в магазине «Магнит Косметик» в 14-м мкрн., рассказала горожанка Валентина Алексеевна: «Приобрела чистящие средства, носки и пр., оплатила. Получив чек, направилась к столу, чтобы сложить покупки в пакет. Но тут сработал турникет. Одна из работниц потребовала вернуться в торговый зал, дескать, на меня сработал. Я растерялась, вывернула карманы... Она не уступает, кричит... К ней присоединилась вторая, сказала, что в магазине сегодня трех воров задержали. Я поняла, что и меня обвиняют в воровстве, сняла пальто... И тут выяснилось, что кассир не размагнитила носки. Я такой шок пережила, такой позор! Разволновалась до слез, несколько дней не могла успокоиться».

Ольга Былдина, юрисконсульт железногорского Центра гигиены и эпидемиологии, пояснила, что ни охранник, ни продавец не имеют права досматривать покупателя. Единственные полномочия охранника, если человек совершил противоправное посягательство на охраняемое имущество - задержать его и незамедлительно передать в полицию (ст. 12 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11.03.1992 г.). При этом рукоприкладство или какое-то нарушение личного пространства человека не подразумевается. Покупатель имеет право отказаться.
У продавца нет и таких полномочий. Он не имеет права обвинять покупателя в краже и задерживать его до выяснения ситуации. Обвинить может только судья при вынесении судебного решения.
"С данными работниками проведена беседа по теме "Культура обслуживания" - так руководство магазина отреагировало на жалобу покупательницы, которую безосновательно обвинили в краже.

Мария Бояркина, старший юрисконсульт Железногорского отдела МВД: «Покупатель вправе потребовать вызвать сотрудника полиции, либо - вызвать его самостоятельно. В силу ст. 13 закона «О полиции» (№ 3 от 07.02.2011 г.) только сотрудники полиции имеют право осуществлять личный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей с составлением всех необходимых протоколов».

Торговые работники недостачу покрывают из своего кармана

Кражи - беда всех магазинов самообслуживания. Чтобы не расплачиваться за воров из собственного кармана, торговые работники вынуждены пристально наблюдать за покупателями.

Михаил Карпузиков, начальник отдела административного контроля железногорского торгового центра: «На сегодняшний момент по фактам краж из нашего магазина рассматриваются два уголовных дела. Одно из них - в отношении семейной пары, которая пыталась вывезти в детской коляске продукцию на сумму более четырех тысяч рублей: шампуни, игрушки, спиртное. Контролер заметил, что мужчина с коляской взял две бутылки спиртного, а в кассе за них не расплатился. Остановил его. Тот сначала не признавался, но потом был вынужден отдать товар. Оплачивать не стал, сказал: нет денег».

Случайно испорченный товар оплачивать не нужно

Ольга Былдина, юрисконсульт железногорского Центра гигиены и эпидемиологии

«Товары, выложенные в торговом зале, - это имущество магазина. Бремя содержания и случайной гибели этого имущества возложено на продавца - он отвечает за сохранность товаров до того момента, пока покупатель не заплатил. Чтобы обязать человека возместить стоимость разбитого или каким-то образом испорченного товара, продавец должен доказать в суде, что у него был умысел - он намеренно испортил товар. В этом случае по судебному решению, согласно ст. 7.17 Кодекса об административных правонарушениях, его могут оштрафовать на 300-500 рублей.
Ситуации бывают разные - товар неудобно расставлен, полки ненадежные, в магазине тесно, нечаянно зацепил. Покупатель должен на это ссылаться, говорить, что сделал это случайно. Был такой случай: покупатель доставал с витрины бутылку алкоголя и случайно зацепил другие - разбилось несколько бутылок дорогого вина на крупную сумму. Продавец потребовала заплатить, он по незнанию согласился. То есть стал собственником разбитых бутылок, купив их».

Сдавать на хранение сумку не обязательно


«Сдав сумки в камеру хранения магазина и получив ключ от ячейки или, например, жетончик в гардеробе, человек заключает устный договор хранения. Принудить человека к заключению этого договора нельзя. Покупатель имеет право отказаться и пройти в торговый зал с сумкой. Тем более что зачастую можно увидеть объявление: за ценные вещи, оставленные в камере хранения, магазин ответственности не несет. То есть хранитель отказывается от обязательств по хранению. Хотя на самом деле за утерю должен отвечать. Например, клиент ресторана сдал в гардероб норковую шубу, а получил чужой пуховик. Доказать это сложно, но возможно. Годится камера видеонаблюдения, фотография, сделанная перед тем, как клиент подошел к гардеробу, показания свидетелей».

Подробности в «Потребсоюз «Эхо недели».

ФОТО ИРИНЫ БАРАНОВОЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий