19 сентября 2016 г.

О посадке сада, гибели пожарного
и другие воспоминания об улице Мира

Рассказываем об участке улицы Мира от кольца в 10-м микрорайоне - здесь располагается пожарная часть, «Горэлектросети» и фабрика нетканых материалов 


Успели посадить сад

Контора муниципального предприятия «Горэлектросети» появилась на улице Мира в 1995 году.

Николай Семченков трудится в службе электросетей с 1970 года. С 1982 года работал энергодиспетчером - обслуживал городские подстанции и сети. Сейчас он заместитель директора МУП «Электросети».
Николай Иванович рассказал, что с 1993 года офис предприятия находился на ул. Горняков (где сейчас баня). В этот же год началось строительство офиса на пустыре по улице Мира. К 95-му были возведены и здание конторы, и боксы для спецтехники, и мастерские.
«Мы сами убирали строительный мусор, облагораживали территорию, - рассказал Николай Иванович. - Собирались сделать спортивную площадку, но потом решили, что желающих заниматься здесь будет не много. Привезли из питомника два десятка саженцев плодовых деревьев и посадили сад. Теперь уже яблони и груши дают плоды».
Улица Мира, 2008 год. Работники "Горэлектросетей" (слева направо): зам начальника Николай Семченков, мастер ремонтной службы Александр Сычёв, главный инженер Сергей Шляга, начальник службы воздушных линий Юрий Гулякин. Фото предоставлено Николаем Семченковым.

Мчался спасать, а сам не спасся

В Железногорске отмечены несколько крупных пожаров. В огне нередко гибли люди, скот. Огнеборцы живы - все, кроме одного.

В 1977 году в Железногорске погиб начальник пожарного караула. Как рассказал Олег Скопинов, у поста ГИБДД - при выезде из города налево - водитель боевого автомобиля не справился с управлением и зацепил обочину. Автоцистерну с водой занесло, она стала накреняться. Начальник караула испугался, открыл дверь и выпрыгнул на ходу. В это время машина упала на него и задавила. Все остальные даже синяка не получили.

Массовой гибели людей на пожарах не было, в основном - единичные в сельских домах. В районе горели коровники и овчарни со скотом, самое крупное происшествие случилось в 70-х в селе Троицком - в свинарнике сгорели 400 поросят.

Крупные промышленные пожары обошлись без пострадавших. В прошлом веке дважды горела мебельная фабрика в Михайловке, на складе автоцеха МГОКа - запчасти. В конце 90-х за территорией УЖДТ (у горбатого моста) загорелся склад резины от БелАЗов. «Такой мощный пожар был, - сказал Олег Скопинов. - Мы подавали воду, а она испарялась, так и не долетев до огня. Тогда приняли решение прицепить на трактор длинный крюк - метров девять - с загнутым концом. Чтобы не полыхнул сам трактор, поливали его водой. Он по очереди цеплял колеса и оттаскивал - по одному их и тушили».

В 2000 году на ГОТЭКе загорелся огромный склад бугорчатых прокладок, до верху набитый продукцией. Рабочие раскрыли двери и устроили сквозняк. К приезду пожарных пылало вовсю. «Тушили с двух сторон, но до середины не доставали, - вспоминает Олег Павлович. - Потолок нагрелся, создалась угроза обрушения. Тогда в плите перекрытия пробили отверстие, в него вставляли стволы и лили воду сверху».

Базу пожарных заказало Министерство обороны

Современную пожарную часть в Железногорске построили в 1985 году за средства оборонного предприятия завода «Кристалл». Полюбоваться на нее приезжали даже гости из Афганистана.

В 1976 году Олег Скопинов возглавлял отделение пожарного надзора при городском отделе милиции. Пожарная часть в городе была специализированной - там работали гражданские люди. Она располагалась в здании на улице XXI Партсъезда, одно крыло которого занимал вытрезвитель. На первом этаже был гараж, на втором - служебное жилье. В 1982 году приняли решение об организации военизированной пожарной части. Возглавить ее предложили Олегу Павловичу.

«В это время появился крупнейший заказчик - Министерство обороны, приняли решение о строительстве завода «Кристалл», который финансировался из госбюджета. Они пришли в пожарную охрану на согласование, мы воспользовались этим и поставили условие: построить современную пожарную часть - опорный пункт пожаротушения, - рассказал Олег Скопинов. - Они построили хозяйственный блок из двух зданий, но эксплуатировали только одно - второе отдавали нам бесплатно. Мы хотели использовать его под спортзал для тренировки пожарных, просили комбинат помочь строить этот объект. Но МГОК решил, что там спортзал не нужен. Сегодня это здание выкупил частник».

В 1986 году пожарные перешли в новое здание, где третий и четвертый этаж отдали под жилье, сзади оборудовали спортивную площадку. В то время все три пожарных части: городская, в Михайловке и на МГОКе - подчинялись начальнику гарнизона. В городе работали 55 пожарных, у них на вооружении были автоцистерна на базе автомобиля ЗИЛ и на базе вездехода «Урал» (для выезда в район), автолестница.
В конце 80-х тогдашний начальник УВД области Юрий Егоров (спрва) пригласил в Железногорск представителей МВД Афганистана (второй слева и второй справа), чтобы показать им лучшее подразделение пожаротушения. Делегацию сопровождали Николай Дроздов, в то время начальник железногорского ОВД (третий слева), и Олег Скопинов. Фото из архива Олега Скопинова.

Не ткут, а полотно делают

Уже 30 лет на предприятии по ул. Мира, 67, производят нетканые материалы.

Фабрику нетканых материалов (сегодня предприятие называется ООО «Нипромтекс») построили в 1985 году. Руководил строительством и был первым директором Михаил Семёнович Ионичев. В 1986-м запустили технологическую линию по производству синтепона (синтетический утеплитель), а в 1988-м - цех медицинских материалов. В 1991 году заработало ткацко-отделочное производство, в 1992-м - швейный цех, а с 2009 года на предприятии начали выпускать геотекстиль. Продукцию изготавливают из полимерных полиэфирных волокон. Подготовленное и сформированное сырье термическим способом (при температуре более 170°С) скрепляют в холст. Получается объемное полотно, которое используют в изготовлении спальных принадлежностей, мебели, матрацев, одежды для отдыха. Применяют его также при производстве обуви, в дорожном, промышленном и гражданском строительстве.

Горожанин Александр работал на фабрике со дня открытия до 1995 года. Он рассказал, что работа на «нетканке» считалась престижной. Вначале это перспективное развивающее предприятие ставили наравне с МГОКом и заводом «Кристалл». Здесь были высокие зарплаты, сотрудникам давали квартиры - специально строили дома в 12-м микрорайоне возле школы № 11, выделяли места в детсадах.
Специалистов для фабрики выпускало местное профессионально-техническое училище. На предприятии молодежь повышала свою квалификацию - под руководством немцев, которые обслуживали установленное там немецкое оборудование. Спрос на продукцию «нетканки» (в Советском Союзе было всего два таких предприятия, второе - в Сыктывкаре) был огромен, очередь из грузовиков выстраивалась до 10-го микрорайона.

В начале 90-х предприятие стало приходить в упадок. Зарплату платить перестали (задерживали по полгода). Кто хотел - брал продукцию. «Потом я эти одеяла и постельное белье продавал - ездил по всем городам, - рассказал Александр. - За счет этого и выживали. Фабрика работала с перебоями, людей распускали в не очередные отпуска. А по мере поступления сырья вновь вызывали. Руководство обещало, что все наладится, но это не сбылось. Люди стали увольняться. Поскольку специалисты были классными, их с удовольствием брали на МГОК».

Сегодня в ООО «Нипромтекс» работают 400 человек, 70 % из них - женщины, средний возраст - 38 лет. Галина, недавно уволившаяся с фабрики рассказала: «Все в видеокамерах, чтобы лишний раз из цеха не выходили. Никаких перекуров или пятиминуток. И нормы большие. За час, например, нужно было выпустить 140 разноцветных подушек - около тысячи за смену. Я не успевала - штук 900 могла нашить, когда в туалет не ходила и даже перерыв пропускала. А другие норму выполняли и премию получали».

Комментариев нет:

Отправить комментарий