29 октября 2015 г.

Охота с выживанием

Об охоте, которая оставляет зверю шанс спастись, рассказывает охотник со стажем Геннадий Булгаков, учитель химии железногорской гимназии № 1


Человечий разум

Геннадий Булгаков делится своим охотничьим опытом - удачным и неудачным

*Иду по полям. Довольно сильно вьюжит. Стараюсь двигаться вдоль посадки - здесь не так метет. Держу направление на ветер. Подхожу к полю. Из ближнего лога выходит лисица и начинает мышковать (мышь ловить - ред.). Картина очень интересная: завидев грызуна, лиса делает стойку и резко прыгает на добычу. Через некоторое время появляются еще две лисицы. Половив мышей, скрываются в лесу. Первая лиса еще на поле, но постепенно удаляется от меня. Стою за деревом и мысленно говорю: «Иди ко мне, иди ко мне, иди ко мне». И, о чудо: лиса поднимает голову, смотрит в мою сторону и легким галопом направляется ко мне. Не добежав несколько метров, словно понимая, что любопытство до добра не доведет, пытается дать деру. Но поздно. Ружье не оставляет ей шансов на спасение.

*Прочитал в одном из журналов способ охоты на лис при подъезде к ним на лошади. Решил проверить. Взял у друга в Рышково лошадь с санями, оделся потеплее и поехал пытать удачу.
Проехал несколько километров. Вижу посреди поля лиса лежит. Руководствуясь инструкциями журнала, лег на дно саней и наблюдаю за рыжей из-под брюха лошади. При этом стараюсь направлять лошадь как бы мимо. Увы, лиса поднимает голову, затем поднимается сама, и медленно, но уверенно направляется к ближайшему логу, где у нее нора. Выстрелили, конечно, но так - для острастки. Вот и верь после этого знатокам журнальным. А может, просто не судьба...

Человек уже не надеется на себя и свою выносливость, охотится на автомобиле, ночью при свете фар... 
Не разделяю восторга таких охотников, называю их мясоядными.
Другое дело, когда проходишь несколько километров на своих ногах. Когда зверь видит, чувствует тебя, у него есть шанс спастись, а значит, дать потомство и не позволить нашим просторам превратиться в безжизненные пустыни.

Лисьи хитрости

Наверное, лисы способны улавливать энергетику человека и блеск его глаз или чувствуют колебания почвы от ударов его сердца. Иного объяснения поведению этих зверей Геннадий Булгаков дать не может

*Февраль. Вышел из автобуса. Темно, снега по колено. Скоро нахожу след от снегохода, по которому очень комфортно двигаться. Дошел до посадки, собрал ружье, надел белый маскхалат «Шаман». Стал за березу, жду. Рассвело. Со стороны дороги Фатеж-Дмитриев появляется пара великолепных лисиц. Ветер от них дует на меня. Стою не шевелясь. Но когда до меня остается метров 150, они внезапно останавливаются. Смотрят в мою сторону, потом резко разворачиваются и мгновенно скрываются из виду.

*Иду со стороны села Снецкого. В пути уже часа четыре, пора отдохнуть. В небольшом перелеске кто-то соорудил деревянный стол и лавку - сажусь, достаю бутерброды, термос с чаем. Смотрю по сторонам и вижу на дальней опушке лисицу с перебитой передней лапой. Она направляется в мою сторону. Притаился и жду, чтобы подошла поближе - благо ветер дует в мою сторону. Но вдруг у лисицы будто седьмое чувство проснулось, она резко прыгнула в кусты, из которых только что вышла. Вскидываю ружье, стреляю... Иду смотреть. Увы, лисички и след простыл.

*Лисы продолжают удивлять меня своим интеллектом и смелостью. Иду по полю. Наст слабый, не удерживает, и я со страшным хрустом проваливаюсь по колено в снег. Отчетливо вижу неподалеку свернувшуюся клубком лисицу. Она совершенно спокойно смотрит на меня, словно понимает, что я в ловушке. Стреляю дуплетом. Лиса поднимается, неспешно отходит от лежки и смотрит в мою сторону. Снова стреляю - эффект тот же. Стреляю еще раз. Лиса неспешно отошла к ближайшей посадке и продолжает смотреть на меня. Я в недоумении...
В это время раздается какой-то металлический скрежет, при звуке которого лиса вдруг резко срывается с мета и убегает. Через несколько секунд появляется снегоход, на нем - два охотника.

Зайцы не трусишки а бойцы

Трусость зайца, как заметил Геннадий Булгаков, не что иное, как помогающая выжить реакция на многочисленных преследователей: хищных птиц, лис, волков, бродячих собак и, конечно же, человека

*С детства мы знаем, что трусишка зайка серенький всех боится, от всех скрывается. Но я заметил совсем другое. Однажды мимо меня, едва не сбив, пронесся крупный заяц. За ним гонится крупный ястреб тетеревятник - вот-вот вцепится своими мощными когтями... В последний момент заяц резко останавливается, ложится на спину и бьет ястреба своими мощными задними лапами. Пернатому хищнику ничего не остается, как убраться восвояси.

*Иду по полю, под ногами хрустит снег. Нашел свежий след, который ведет к заросшей ивняком воронке, оставшейся, вероятно, со времен войны. Подхожу к тому месту, где мог лежать заяц. Вижу, косой побежал к ближайшему логу. Выстрелил, конечно. На звук выстрела из посадки выскакивает лиса. Заяц оказывается рядом, но не убегает от плутовки, а перепрыгивает через нее. И тут же скрывается в бурьяне. Лиса тоже убегает. Мне ничего не оставалось, как рассмеяться. Я продолжил свой путь, не переставая восхищаться заячьим маневром.

*Заячий след довел меня до заброшенного дома в деревне Злобино. Вижу, что заяц долго петлял, делал сдвойки, скидки (назад идет по своим же следам, потом резко прыгает в сторону и ложится), доходил до деревенской дороги и вновь возвращался... Но его самого нигде не было. В какой-то момент я оборачиваюсь и вижу, как хитрый заяц на всех парах уходит от меня по полю и скрывается в болотистом ручье. Где же он прятался? Оказалось, он сидел в кусте черемухи, одна ветка которого очень низко наклонилась к земле. Я его и не заметил, так как был занят распутыванием хитроумных следов. Поаплодировал находчивому зайцу!

Особенные встречи

*Ноябрь. Я в очередной раз выехал на охоту и пошел полями в надежде «вытоптать» зайца. Ружье все время держу на левом плече. Прошло часа четыре. Только ступил на пахоту, вдруг из-под меня подрывается заяц. Я автоматически, как делал тысячу раз, резко вскидываю ружье, нажимаю оба спуска. Вдруг в левом локте ощущаю как будто электрический разряд - мгновенно дрогнула левая ладонь, державшая цевье (передняя часть ружейного ложа, на котором крепится ствол, - ред.), и я вижу, что ружье повернуто ко мне стволами и неподвижно висит в воздухе. Смотрю на два дула, жду выстрелов - они почему-то вовремя не последовали. Тут же представил, что мою грудную клетку разнесет на части, ручьем хлынет кровь, и найдут меня не скоро, уже тронутого хищной птицей или зверем, а милиция спишет все на небрежное обращение с оружием...
Наконец грянул выстрел, но почему-то один. Стою, не падаю. Опускаю глаза вниз и вижу: ружье лежит на снегу, стволами ко мне, от снега идет пар, от стволов - дым, под правой ногой дыра...
Простоял еще минут десять. Ощупываю себя - не верю, что остался цел и невредим. Наконец поднял ружье, открыл, переломил и увидел, что сработал только один спуск. Во втором стволе патрон остался цел - даже без следов удара бойка. Я поцеловал ружье, поблагодарил его и продолжил охоту.
Воспоминания об этой охоте не покидают меня до сих пор, и по телу проходит легкий морозец.
А заяц? Заяц отбежал метров на двести, сел и наблюдает за мной. Я достал второй патрон и в сердцах отдуплетил по нему. Косой спокойно встал, потом побежал и скрылся за ближайшей посадкой.

*1981 год. Охотились в «Гнилуше» - болотистый лесной массив на западе Курской области, недалеко от места впадения Свапы в Сейм. Название произошло, вероятно, из-за того, что в этих местах даже в сильные морозы Свапа не замерзает. Мы - это охотобщество Курского педуниверситета.
Переправились через Свапу, рискуя провалиться под лед. Сделали загон (способ охоты, когда охотники становятся на номера и шумом гонят на себя зверя, - ред.), но ничего не взяли. Собрались на поляне перекусить, выпить чаю. Делимся впечатлениями...
Вдруг один - он стоял - чувствует, что кто-то к нему сзади подходит и кладет руку на плечо. Не оборачиваясь говорит: «Хватит пугать».
Повернулся, а это косуля! Голову на плечо положила!
Изумлению охотника не было предела... И этого времени хватило, чтобы косуля удалилась на почтительное расстояние. Человек выстрелил, но животное благополучно скрылось в лесной чаще.

2004 год. Советский район Курской области. Геннадий Булгаков вспоминает: "Охотиться начал в 10 лет. Украл у брата ружье, патроны... Такая нелегальная охота продолжалась 20 лет. а это время не застрелил ни одного зверя. А официально числюсь охотником 35 лет. И за эти годы очень мало дичи добыл. Я ведь не промысловик. я - любитель". Фото предоставлено Геннадием Булгаковым.

*Иду полем, заросшим пыреем. Прохожу лощину, заросшую ивняком и высокой травой. За спиной слышу шорох. Заяц, думаю, и вскидываю ружье. Глядь, а это крупная косуля - вскочила, остановилась и спокойно смотрит на меня. Опустил ружье. Косуля пошла в одну сторону. Я оправился в другую - по своему охотничьему маршруту.



Комментариев нет:

Отправить комментарий